Подготовка газодымозащитников
Проверки СИЗОД ДПА-300. Боевая (ранее рабочая) проверка и проверка №1
Боевая проверка
Боевая проверка – это вид технического обслуживания СИЗОД, который выполняется перед каждым применением СИЗОД (включением в СИЗОД), а также при замене баллона на месте тушения пожара, при проведении аварийно-спасательных работ в НДС, занятиях и тренировках.

Проверка №1
Проверка №1 – виде технического обслуживания СИЗОД, направленный на их постоянное поддержание в исправном состоянии и готовности по использованию в процессе эксплуатации, проверку исправности, комплектности и правильности функционирования узлов и механизмов.
При проверке №1 необходимо проверить:
- – исправность маски;
- – исправность аппарата в целом;
- – наличие избыточного давления в подмасочном пространстве;
- – герметичность системы высокого и редуцированного давления;
- – давление срабатывания сигнального устройства;
- – исправность устройства дополнительной подачи воздуха (байпас);
- – давление воздуха в баллоне.
Сделать запись в журнал регистрации проверок №1.
Алгоритм проверки №1 ДАСВ ДПА-300:
1. Проверка исправности лицевой части СИЗОД
Проверку исправности маски производят визуально. Проверяют укомплектованность маски и отсутствие повреждений ее элементов. Для этого:
- – отсоединяют маску от легочного автомата;
- – выворачивают наружу подбородочную чашу;
- – производят осмотр стекла маски и ее корпуса, корпуса подмасочника клапанов вдоха, выдоха и переговорного устройства, проколов корпуса маски и подмасочника.
2. Проверка исправности ДАСВ
Проверку исправности аппарата в целом производят внешним осмотром, при этом:
- – подсоединяют легочный автомат к маске, предварительно проверив отсутствие повреждений уплотнительного кольца;
- – проверяют надежность соединения легочного автомата с маской;
- – проверяют надежность крепления подвесной системы аппарата, баллона, манометра и убеждаются в отсутствии механических повреждений узлов и деталей.
3. Проверка работы легочного автомата и клапана выдоха
Для проведения проверки работы легочного автомата и клапана вдоха необходимо надеть маску на муляж головы человека. Установить легочный автомат в гнездо клапанной коробки. Открыть баллон. Выключить лёгочный автомат. Создать вакуумитрическое давление резким нажатием на рукоятку насоса. Срабатывание легочного автомата будет характеризоваться лёгким хлопком клапана. Лёгочный автомат в ДПА-300 срабатывает в диапазоне – 200…-600 Па.
Легочный аппарат включен, баллон открыт, если величина избыточного давления в подмасочном пространстве при выдержке в течении 4-5 с. составляет 180-390 Па, и отсутствует утечка воздуха через клапан выдоха, клапан выдоха считается исправным.

4. Проверка на герметичность системы высокого и редуцированного давления аппарата.
Наличие избыточного давления в подмасочном пространстве устанавливается с помощью контрольного устройства. Включить легочный автомат. Открыть вентиль баллона. Зафиксировать показания моновакууметра. Закрыть вентиль баллона. Включить секундомер и в течение 1 минуты наблюдать за показаниями манометра дыхательного аппарата. Воздуховодная система аппарата считается герметичной, если падение давления не превышает 20 бар в минуту.
5. Проверка на герметичность систем высокого и редуцированного давления аппарата с подключенным спасательным устройством.
Нанести мыльную пленку на место соединения спасательного устройства с адаптером, открыть вентиль баллона. Аппарат считается герметичным если в течении 1 мин не наблюдается выделение пузырьков воздуха или растяжения мыльной пленки, а также падение давления воздуха в системе за 1 мин не превышает 10 бар в минуту по показаниям манометра дыхательного аппарата.
При выключенном легочном автомате открыть вентиль баллона, нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха (байпас). Закрыть вентиль баллона. Устройство дополнительной подачи воздуха считается исправным, если прослушивается характерный звук потока воздуха.7. Проверка величины давления, при котором срабатывает звуковой сигнализатор.
сигнализатор начинает работать при давлении от 60 до 50 бар, то он
считается исправным
Используя переходники подключаем прибор проверки к адаптеру аппарата открываем баллон и фиксируем по манометру прибора проверки давление оно должно составлять 0,65-1,0 МПа.
Для проверки давления в баллоне необходимо выключить лёгочный автомат и открыть вентиль баллона.