Подготовка газодымозащитников
Автомобиль газодымозащитной службы (АГДЗС)
Автомобиль газодымозащитной службы (АГДЗС) предназначен для доставки к месту пожара пожарного расчета, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и служит для обеспечения работы звеньев ГДЗС в задымленной (загазованной) среде, развертывания на пожаре (аварии) контрольного поста ГДЗС, освещения места пожара (аварии), обеспечения электроэнергией вывозимого электрооборудования (электроинструмент, дымососы, прожектора и др.). В состав пожарного расчет; входят: командир отделения, водитель, шесть пожарных.
Действия личного состава при развертывании автомобиля газодымозащитной службы (АГДЗС)
Развертывание электросиловой установки
Развертывание ЭСУ производит водитель по команде: “Генератор на холостой ход – включить!”. Водитель включает стояночную тормозную систему, колеса автомобиля фиксирует противооткатными упорами, заземляет автомобиль, запускает двигатель. Включает коробку отбора мощности включает 3-ю или 4-ю передачу, включает сцепление, доводит, на пульт управления, напряжение холостого хода до 220 В, поддерживая частоту в пределах 49…53 Гц. Производит контроль напряжения и контроль сопротивления изоляции (контроль за сопротивлением изоляции осуществляется постоянно в процессе работы генератора, при загорании контрольной лампы, т е. при снижении сопротивления изоляции ниже 20 кОм генератор необходимо отключить), докладывает: “Генератор на холостой ход включен. Напряжение 220 В, частота 50 Гц”.
По команде: “Нагрузку – включить!” водитель производит проверку сопротивления изоляции рабочих линий (при отключенных выключателя: электроинструментов), включение генератора на нагрузку.
Развертывание дымососа на автомобиле газодымозащитной службы (АГДЗС)
Развертывание дымососа производят водитель и трос пожарных по команде: “Дымосос на всасывание (нагнетание) (указывается место введения рукава) – ставь!”. Пожарные № 1 и № 2 снимают с автомобиля дымосос и переносят его к месту установки, принимают у пожарного № 3 всасывающие рукава и производят их соединение. Заносят всасывающий рукав в проем, присоединяют выкидные рукава. Пожарный № 3 подключает кабельную катушку к распределительному щиту автомобиля, прокладывает кабель к дымососу, устанавливает на опору распределительную коробку и присоединяет к ней кабель дымососа, при этом контролирует положение “откл,” тумблер “220 В 50 Гц”. Пожарные № 1 и № 2 устанавливают в вентилируемое помещение перемычки, Водитель выполняет операции по включению ЭСУ на нагрузку (п. 22.2.1). Пожарный № 1 включает тумблер “220 В 50 Гц” на распределительной коробке.
Дымосос должен устанавливаться на месте применения так, чтобы во время работы не опрокинулся. Исключить непосредственное соприкосновение шнура питания с горячими и масляными поверхностями. При работающем дымососе необходимо следить, чтобы в него не попали посторонние предметы. При перестановке на другое место дымосос необходимо выключать.
Запрещается
применение электродымососа во взрывоопасной среде;
работать при повреждении штепсельного соединения, шнура питания, нечеткой работе выключателя, круговом искрении щеток на коллекторе и появлении дыма или запаха из электродвигателя, появлении повышенного шума, стука, вибрации, поломки корпусных деталей, повреждении лопаток вентилятора.
По окончании работы дымососа водитель останавливает генератор и двигатель, отсоединяет заземление. Пожарный № 3 отсоединяет кабель, сматывает его на катушку, снимает с опоры распределительную коробку, укладывает оборудование на автомобиль. Пожарные № 1 и № 2 отсоединяют рукава, переносят и укладывают их на автомобиль, остальные пожарные переносят и устанавливают дымосос.
Развертывание прожектора
Развертывание прожектора производит водитель и двое пожарных по команде: “Прожектор (указывается место установки или объект освещения) – ставь!”. Пожарный № 1 достает из автомобиля прожектор и переносит его к месту установки, устанавливает на опору распределительную коробку и присоединяет к ней кабель прожектора, при этом контролирует положение “откл.” тумблера “220 В 50 Гц”. Пожарный № 2 подключает кабельную катушку к распределительному щиту автомобиля, прокладывает кабель к прожектору и соединяет с распределительной коробкой. Водитель выполняет операции по включению ЭСУ на нагрузку (п. 22.2.1). Пожарный № 1 включает тумблер “220 В 50 Гц” на распределительной коробке.
По окончании работы прожектора свертывание оборудования осуществляется в обратном порядке.
Развертывание прожекторов на телескопической мачте
Развертывание прожекторов на телескопической мачте производит водитель по команде: “Мачту освещения (указывается направление) – развернуть!”.Водитель производит операции по включению генератора на холостой ход, включает на электрощите тумблер “220 В 50 Гц”, включает автоматический выключатель “ПРОЖЕКТОРА”, Производит включение на пульте управления автомата защиты “24 В”. Выдвигает с помощью ручки телескопическую мачту на необходимую высоту. На пульте управления включает переключатель “ПРОЖЕКТОРА, ПИТАНИЕ 220 В”, нажимая выключатель “ПОВОРОТ” в положение “ВВЕРХ” или “ВНИЗ”, “ВПРАВО” или “ВЛЕВО”, направляет световой поток на освещаемый объект.
При свертывании мачты производится выключение прожекторов, и мачта опускается в исходное положение.
Развертывание электропилы
Развертывание электропилы производит водитель и двое пожарных по команде: “Электропилу (указывается объект и задача) – марш!”. Водитель выполняет операции по включению ЭСУ на нагрузку (п. 22.2.1), Пожарный № 1 достает из автомобиля электропилу и переносит ее к месту работы. Пожарный № 2 подключает кабельную катушку к распределительному щиту автомобиля, прокладывает кабель и производит соединения с распределительной коробкой, при этом контролирует положение “откл.” тумблера “220 В 50 Гц”, производит подключение кабеля электропилы, по готовности пожарного № 1 производит включение тумблера. Пожарный № 1 занимает устойчивое положение, проверяет расположение электрического кабеля, который должен находиться от него сзади справа, нажимает на курок выключателя пилы и начинает распиловку.
Правила охраны труда при работе с электропилой
- при пуске цепь на шине пилы не должна касаться объекта пиления;
- при окончании пиления цепь из пропила должна выниматься без чрезмерного усилия и рывков, чтобы избежать срыва или разрыва цепи;
- при внезапной остановке электродвигателя (вследствие исчезновения напряжения в сети, зажима цепи и т. п.), а также при переходах от реза к резу пила должна быть выключена;
- обязательно отключать пилу при техническом обслуживании, смене и регулировке натяжения цепи, перерывах в работе и после ее окончания;
- предпочтительным режимом работы пилы является непрерывная работа при номинальной нагрузке не более 40 с и количество резов в течение часа не более 60 циклов;
- в процессе работы необходимо как можно чаще смазывать цепь и концевую звездочку путем погружения конца шины в масло типа АКП-10 или АС-9,5.
Запрещается:
- включение пилы в сеть с напряжением, отличным от 220 В, и частотой, отличной от 50 Гц;
- работать на открытых площадках во время снегопада или дождя, в помещениях с взрывоопасной или химически активной средой, а также в условиях воздействия капель и брызг;
- нахождение людей вблизи работающей пилы со стороны пильного аппарата;
- начинать пиление концевой частью пильной шины, т. к. при этом возможно отбрасывание пилы и травмирования движущейся цепью;
- непосредственное соприкосновение шнура питания с горячими и масляными поверхностями;
- заземлять пилу;
- работать пилой при повреждении штепсельного соединения, шнура питания, нечеткой работе выключателя, круговом искрении щеток на коллекторе, появлении дыма или запаха, появлении повышенного шума, стука, вибрации, поломки корпусных деталей, повреждении пильного аппарата.
По окончании работы свертывание оборудования осуществляется в обратном порядке.
Правила охраны труда при работе на автомобиле газодымозащитной службы (АГДЗС)
К эксплуатации автомобиля могут быть допущены только лица, имеющие специальную подготовку в объеме не ниже II квалификационной группы по электробезопасности.
К работе с выносным электрооборудованием допускаются лица, имеющие специальную подготовку в объеме не ниже I квалификационной группы по электробезопасности,
Все электрооборудование ежедневно при смене караула должно подвергаться тщательному осмотру, защита всех трех выходов генератора должна проверяться на срабатывание. Периодически, согласно существующим правилам, все электрооборудование подвергается тщательной проверке в стационарных условиях.
В процессе эксплуатации для предупреждения несчастных случаев запрещается:
- допускать к работе с автомобилем посторонних лиц;
- движение автомобиля при выдвинутой телескопической мачте и отключенном гидроусилителе руля;
- работать с электрооборудованием, имеющим неисправности.
- В зимнее время следить за состоянием подножек, ступенек, трапов и поручней, своевременно очищать их от снега и льда.
Во время работы, технического обслуживания и ремонта АГ необходимо соблюдать Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и другие действующие нормативные правовые акты в области охраны труда.