Главная страница » Курсы » Методика проведения учений по гражданской обороне
Методика проведения учений по гражданской обороне
При проведении учений (тренировок) особое внимание необходимо обращать на:
а) оценку реальности планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), планов приведения в готовность ГО, планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и других планирующих документов;
б) выполнение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.
На одностепенные учения (тренировки) привлекается руководящий состав органов управления одного уровня, например, муниципального.
На многостепенные учения (тренировки) привлекается руководящий состав двух и более органов управления, например, межрегионального, регионального и муниципального.
Учение, в зависимости от темы и учебных целей, может начинаться в пунктах постоянной дислокации или после предварительного вывода органов управления и привлекаемых сил в исходные районы или непосредственно на места (объекты) проведения учения (тренировки).
Началом учения (тренировки) является время вручения распоряжения (сигнала) на начало учения (тренировки) или информации (вводной) о факте и последствиях ЧС.
В целях более рационального использования учебного времени, в зависимости от темы учения (тренировки) и его целей, на многостепенных учениях (тренировках) подчиненные органы управления могут привлекаться к учению после выработки решений и готовности к постановке задач подчиненным органам управления и силам.
Учение может проводиться непрерывно в отведенные временные сроки или с перерывами, с объявлением оперативных пауз. Продолжительность оперативной паузы определяется руководителем учения.
Основным содержанием работы аппарата руководства в ходе учения являются:
- розыгрыш действий, наращивание обстановки;
- рассмотрение (изучение) принятых решений, разработанных обучаемыми документов;
- изучение методов работы обучаемых;
- контроль и анализ практических действий органов управления и сил;
- оценка деятельности обучаемых должностных лиц и органов управления и сил в целом.
Проверка практических мероприятий, выполняемых силами и средствами ГО и РСЧС, осуществляется руководством учения и специалистами по направлениям деятельности с выездом на места. Опыт проведенных практических мероприятий должен учитываться при корректировке планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), планов приведения в готовность гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также других планирующих документов.
По результатам работы заместители (помощники) руководителя учения и посредники (в порядке подчиненности) представляют донесения в установленные руководством сроки. Как правило, такие донесения представляются за каждый этап, а итоговое – в конце учения (тренировки).
В целях обеспечения последовательности выполнения целей учения и сосредоточения усилий на решении главных вопросов, проведение учения планируется и проводится по этапам. Этап – это специально выделенная по оперативному и астрономическому времени часть учения, в ходе которой отрабатывается и достигается одна или несколько близких по значению учебных целей.
Количество и содержание этапов определяются руководителем учения с таким расчетом, чтобы раскрывалась тема и достигались цели учения в отведенном для его проведения астрономическом времени.
В ходе каждого этапа обычно отрабатываются несколько учебных вопросов. Они представляют собой ряд последовательных, логически вытекающих одна из другой, наиболее характерных для данного этапа задач. Исходя из этого, содержание учебных вопросов должно определять конкретную практическую работу, которую необходимо выполнить в определенный отрезок времени. Расчет времени на отработку каждого учебного вопроса проводится одновременно с определением содержания и продолжительности этапов учения.
Астрономическое время – это время, отведенное для отработки учебных вопросов учения в реальном масштабе времени.
Оперативное время – это время, отведенное для отработки учебных вопросов учения в условном масштабе времени, с учетом продолжительности оперативных скачков. Оно включает в себя астрономическое время и временной интервал оперативных скачков.
Оперативный скачок – это перенос оперативного времени в ходе проведения учений на более позднее относительно текущего оперативного времени. Предназначен для ввода обучаемых в новую оперативную обстановку, создаваемую для отработки учебных вопросов на текущем или последующем этапе учений.
Оперативный скачок объявляется как правило в ходе или в конце этапа. В его содержание включается развитие оперативной обстановки (изложение событий) за временной промежуток скачка, которое нельзя показать (отработать) в реальном масштабе времени.
Показатели и содержание оперативных скачков должны соответствовать обстановке, созданной для проведения учения и времени, необходимого для выполнения задач силами.
В ходе проведения учения руководитель или по его поручению заместители (помощники) руководителя учения могут проводить заслушивания должностных лиц обучаемых органов управления. При этом обучаемые должны показать умение ориентироваться в сложной обстановке.
Подведение итогов (проведение разбора учения (тренировки) является частью проведения учения (тренировки)).
После отработки всех учебных вопросов руководитель учения объявляет частный отбой, дает указания о подготовке разбора и о порядке возвращения в пункты постоянной дислокации.
Частный отбой может быть также объявлен в следующих случаях:
если действия обучаемых не соответствуют намеченным учебным целям;
если возникает необходимость повторения отдельных учебных вопросов для более качественной их отработки;
при грубом нарушении установленных требований безопасности. При этом органы управления и силы прекращают практические действия.
В этих случаях руководитель учения отдает необходимые указания, а после их выполнения обучаемыми, продолжает учение.
После того, как обучаемые выполнят поставленные задачи и руководитель учения убедится в том, что цели учения (тренировки) достигнуты, объявляется отбой учению.
Наращивание обстановки осуществляется штабом руководства и посредниками в соответствии с замыслом (планом проведения) учения (тренировки) и на основе заранее разработанного плана наращивания обстановки.
Наращивание обстановки охватывает весь спектр деятельности органов управления и оказывает прямое воздействие на принятие (уточнение) решений, организацию управления, взаимодействия и все виды обеспечения и проводится в течение всего учения в реальном масштабе времени с учетом оперативных скачков и принятых обучаемыми решений.
Наращивание обстановки осуществляется:
- доведением до органов управления и сил сигналов (команд) оповещения и управления, распоряжений о приведении в соответствующие степени готовности (введении режимов функционирования), приказов и распоряжений от вышестоящих органов управления;
- вручением вводных (информации) о возникновении и развитии ЧС, о состоянии сил и средств, об изменениях обстановки;
- получением докладов от подчиненных органов управления и сил о практических действиях и других происходящих в зоне ЧС событиях;
- доведением информации от взаимодействующих органов управления.
Наращивание обстановки проводится, как правило, по техническим средствам связи для приближения условий сбора данных обстановки к условиям реальной действительности и осуществляется с таким расчетом, чтобы обучаемые вносили уточнения в принятые решения и разработанные планы действий, докладывали об этих уточнениях в вышестоящие органы управления, отдавали необходимые распоряжения подчиненным силам.
Аппарат руководства и посреднический аппарат в свою очередь оценивают уточненные или вновь принятые решения обучаемыми с целью внесения соответствующих корректив в план наращивания обстановки.
После утверждения руководителем учения, соответствующие изменения немедленно доводятся до посредников.
Обстановку напряженности и внезапности целесообразно создавать в период наибольшей интенсивности в работе обучаемых.
Организация практических мероприятий является одним из наиболее эффективных методов отработки учебных вопросов. Планирование и проведение практических мероприятий необходимо проводить на едином оперативном фоне учения таким образом, чтобы они являлись логическим продолжением и конкретной реализацией решений, принятых органами управления.
Объем и характер практических мероприятий определяется руководителем учения (тренировки) в соответствии с его полномочиями в зависимости от темы, продолжительности учения, состава, уровня подготовки его участников и отражается в плане практических мероприятий.
Отработка практических мероприятий является одним из способов создания обстановки, приближенной к реальной, и выработке у обучаемых правильного представления о характере и масштабах возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или применения противником современных средств поражения.
Проведение практических мероприятий по ликвидации ЧС осуществляется на фоне имитации и обозначения последствий аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях, катастроф и стихийных бедствий, очагов химического заражения и радиоактивного загрязнения.
Проведение практических мероприятий по вопросам мобилизационной подготовки и гражданской обороны (таких как развертывание пунктов приема личного состава и техники, сборных эвакуационных пунктов, подготовка защитного сооружения к приему укрываемых) целесообразно проводить на реальных объектах с последовательной отработкой всех элементов.