Главная » 15 января "Налоговая грамотность". Разговоры о важном » Разговоры о важном на 15 января для 9 класса

Разговоры о важном на 15 января для 9 класса

Материалы для скачивания на 15 января "Налоговая грамотность". Разговоры о важном :

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся по теме

«Налоговая грамотность»

 

Цель занятия: познакомить обучающихся с понятием «налог», формировать представления о влиянии налогов на качество жизни каждого гражданина государства, развивать основы экономического мышления младших школьников, воспитывать финансово грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

 

Формирующиеся ценности: гражданственность.

 

Основные смыслы: платя налоги, гражданин страны вносит вклад в благополучие государства и общества, личного благосостояния. Общим трудом мы создаем государство и хотим его сохранять и развивать, поэтому необходимо бережно относиться к тому, что нас окружает.

 

Партнер занятия: Федеральная налоговая служба.

Планируемые результаты Личностные:

  • осознавать социальную роль гражданина при уплате налогов;
  • проявлять познавательный интерес к материалу занятия и стремиться к расширению своих знаний в области налоговой грамотности;
  • понимать ценность    бережного    отношения    к                    государственной собственности.

Метапредметные:

  • анализировать содержание различных информационных источников;
  • принимать участие в творческой деятельности;
  • формулировать своё мнение в процессе обсуждения представленной информации.

 

Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя разнообразную работу с информацией и иллюстрациями, выполнение интерактивного задания.

 

 

 

 

 

 

  • презентация;
  • методические материалы;
  • комплект видеоматериалов;
  • сценарий;
  • комплект интерактивных материалов;
  • комплект QR-кодов.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с погружения в игровой сюжет. Выполнение заданий, связанных с анализом фотографий, и просмотр анимационного видео позволяют обучающимся принять мотив изучения темы занятия. Просмотр видеообращение руководителя Федеральной налоговой службы Егорова Даниила Вячеславовича.

Часть 2. Основная

Познавательная беседа и анализ предложенных изображений помогают обучающимся прийти к осознанию того, что налоги делают нашу жизнь комфортнее и безопаснее. В ходе активного обсуждения обучающиеся на примерах демонстрируют понимание зависимости между благополучием государства, каждого гражданина и уплатой налогов.

Часть 3. Заключение

Подведение итогов занятия, выполнение интерактивного задания и формулирование вывода о том, что налоги помогают делать нашу жизнь лучше.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем обсуждать очень важную тему, которая касается каждого жителя нашей большой страны.

 

Слайд 2

 

Учитель: Назовите объекты, которые вы видите на картинках. Благодаря чему они могут появиться?

Примерные ответы детей: школа, больница, площадка, стадион. Эти объекты построили взрослые.

Учитель: Да, совершенно верно! Но, согласитесь, чтобы построить школу, больницу, стадион, площадки, нужны деньги. А где же их взять?

 

Сегодня мы с вами будем разбираться, откуда берутся деньги, которые так нужны для того, чтобы у нас с вами были школы, больницы, детские площадки, автобусы и многое-многое другое; все то, к чему мы привыкли и то, что делает нашу жизнь комфортнее.

 

Слайд 3

 

Помогать нам на занятии сегодня будут замечательные друзья: Альбина, которую ребята называют Алей и Денис. Его обычно зовут Дэном. Они очень любят узнавать что-то новое и интересное.

 

 

 

 

 

 

 

А теперь мы займемся одним из любимых дел Дэна — посмотрим мультфильм и ответим на вопрос: благодаря чему улучшилась жизнь зверей? Внимание на экран!

 

Демонстрация анимационного фильма «Про налоги и зверей».

Однажды заяц доскакал до конца леса и увидел, что за его пределами расположен город, где живут люди. Он заметил, что люди в городе живут по-другому, и поспешил домой, чтобы рассказать всем зверям об увиденном.

Заяц:

-У них дети в школу ходят, а те, кто заболел, могут обратиться в больницу. Бабушки и дедушки получают пенсии, а для детей строят детские площадки!

 

  • Ну и что? — спросил осёл. Разве их жизнь лучше нашей?
  • Конечно, лучше!” — хором воскликнули звери. Лиса:
  • Мне чтобы в гости к Колобку попасть, нужно через весь лес пешком идти! А если были бы у нас хотя бы автобусы, я бы столько времени смогла сэкономить!

Заяц:

  • Именно! Но для автобусов нужны дороги. Есть у нас кто-нибудь, кто умеет их строить?

Лиса:

  • Никто не умеет! А всё потому, что негде в нашем лесу учиться! А вы посмотрите, сколько тут детей: и волчата, и бельчата! Им точно нужно в школу, их там учителя всему научат!

Заяц:

  • А ещё нужно следить за порядком, чтобы в лесу не мусорили и не обижали тех, кто не может защититься!

Осёл:

  • А у меня третий день болит копыто.

Лиса:

  • А вот потому-то нам и нужны больницы и врачи!

Заяц:

  • Так откуда все это взять? Как построить школы, дороги? Кто учителям и врачам платить будет?

Лиса:

  • Нам всем нужно отдавать часть нашей еды тем, кто будет занят детьми, больными и будет следить за порядком, строить дороги и пускать автобусы и трамваи для нас.

Тут спустился с ели мудрый филин:

-Люди тоже отдают часть из того, что есть у них. Это называется налогами. Благодаря налогам власть создает для своих граждан школы и больницы, строит дороги и улучшает их жизнь!

 

 

 

 

 

Стали звери отдавать часть того, что есть у них. Начали и волчата, и бельчата в школу ходить. Старый крот и филин наконец-то получили пенсию. Появилась в лесу дорога, по которой пустили первый автобусный маршрут. И со временем всё в этом лесу наладилось.

 

Учитель (обобщая высказывания обучающихся): Жизнь зверей улучшилась, когда они решили часть того, что у них есть, отдавать на улучшение своей жизни, как и люди, то есть платить налоги.

 

Слайд 5

 

Учитель: Давайте подробнее познакомимся с этим понятием. Что такое налоги? Кто их платит и с какой целью? Послушаем спикера нашего занятия, работа которого напрямую связана с налогами. Его зовут Даниил Вячеславович Егоров. Он является руководителем Федеральной налоговой службы.

 

Демонстрация выступления федерального спикера.

 

Часть 2. Основная

 

Слайд 6

 

Учитель: Итак, Аля хорошо сформулировала, что же такое налоги. Налоги — это, конечно же, деньги, которые получает государство в свой кошелек, в государственный бюджет. Тех, кто платит налоги, называют налогоплательщиками. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.

 

Слайд 7

 

Учитель: Рассмотрите изображения, назовите тех, кто платит налоги.

Ответы обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

Учитель: Все, кто трудится, получают зарплату или иной доход и платят с этого налоги. Получается, что каждый, кто платит налоги, помогает сделать так, чтобы жизнь вокруг нас улучшалась, становилась более безопасной и комфортной. Налогоплательщики уплатили налоги, и теперь государство имеет средства, чтобы улучшить жизнь своих граждан. Рассмотрите картинки. На что идут налоги?

Ответы обучающихся.

 

Слайд 9

 

Учитель: Государство использует налоги на обеспечение безопасности каждого из нас, развитие науки и спорта, образование и строительство, на медицину и заботу о пенсионерах, так как пенсия, которую они получают, не облагается налогом. Представим наш обычный школьный день и подумаем, как это связано с налогами. Рассмотрите рисунки.

Ответы обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Вас встречают учителя и другие работники школы, которые получают зарплату, вы пользуетесь учебниками и посещаете школьную библиотеку, занимаетесь в светлых и просторных классах. Все, кто трудится и получает доход, платят налоги.

Слайд 10

Учитель: Школа, в которой мы учимся, спортивные и игровые площадки во дворах, парки и дороги, пенсии, которые получают ваши дедушка и бабушка, и многое другое — все стало возможным благодаря налогам.

 

А теперь давайте подумаем, каким может быть ваш вклад в общественные блага, которые нас окружают и которые мы получаем благодаря налогам?

Ответы обучающихся.

 

Учитель: Мы не просто делаем нашу жизнь лучше, а мы, все граждане нашей страны, ответственны за ее развитие, участвуем в ее строительстве. И налоги — это наш вклад в общее дело. Еще очень важно бережно относиться к тому, что создано благодаря налогам.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: А теперь выполним интерактивное задание.

Выполнение интерактивного задания.

Содержание задания: обучающимся предлагается несколько тестовых заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Молодцы! Рассмотрите плакаты, которые нарисовали ваши сверстники. О чем они рассказывают? Объясните.

Ответы обучающихся.

 

Слайд 12

 

Учитель: Развитие нашего государства зависит от того, как мы платим налоги, так как они идут на улучшение нашей жизни. Аля нашла очень хорошее высказывание Императрицы Екатерины Великой, которое иллюстрирует важность налогов:

«Налоги для государства – что паруса для корабля». Действительно, корабль не может плыть, если в его паруса не дует ветер. Изменяя положение паруса, можно заставить корабль плыть в нужном направлении. Выходит, что благодаря налогам, мы можем влиять на развитие страны.

 

Слайд 13

 

Учитель: Наш сегодняшний разговор завершается, как бы вы закончили фразу: налоги важны, потому что…..

Ответы обучающихся.

 

Учитель:Действительно, налоги – это не просто «деньги», которые вычитаются из доходов человека. Благодаря налогоплательщикам — людям, которые платят налоги, к которым относятся и члены вашей семьи, государство улучшает качество нашей жизни: финансируется оборона страны, строятся и ремонтируются детские сады, школы, больницы, осуществляется помощь многодетным семьям, платятся пенсии и осуществляются многие крупные проекты.

Получается, что вы и ваша семья участвуете в развитии общества и государства. Можно с уверенностью сказать: налоги — это наше общее дело!

 

Слайд 14

 

Учитель: До скорых встреч!

 

 

 

 

 

 

После занятия пройдите опрос для учителя по QR-коду (QR-коды также расположены в папке с материалами к занятию).

 

ПОСТРАЗГОВОР

 

Организация конкурса рисунков на тему «Почему важно платить налоги».

 

Проведение познавательных бесед: «Для чего нужны деньги?», «Надо ли планировать расходы и доходы?», «Что такое бюджет?».

 

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

 

Русский язык: работа над составлением мини-словаря по налоговой грамотности (налоги, налогоплательщики, расходы, доходы, бюджет и т.д.).

Математика: работа с графиками и диаграммами, решение практико- ориентированных задач по финансовой грамотности.

Окружающий мир: изучение тем «Семья», «Труд и отдых», «Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества».

Технология: ознакомление с современными информационными средствами.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Комплект плакатов «Налоги – это…»
  2. Секреты финансовой грамотности. 2 класс / Н.Г. Калашникова, Е.Н. Жаркова, Е.М. Белорукова. – М.: Просвещение, 2022.
  3. Попова Т. Зачем нужны налоги? – М.: Издательство «Настя и Никита»,

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

 

Гордость за то, что родители и все граждане уплачивают налоги. Осознание единства государства и каждого его гражданина. Бережное отношение к тому, что нас окружает.