Разговоры о важном на 15 января для 4 класса
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся по теме
«Налоговая грамотность»
Цель занятия: познакомить обучающихся с понятием «налог», формировать представления о влиянии налогов на качество жизни каждого гражданина государства, развивать основы экономического мышления младших школьников, воспитывать финансово грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
Формирующиеся ценности: гражданственность.
Основные смыслы: платя налоги, гражданин страны вносит вклад в благополучие государства и общества, личного благосостояния. Общим трудом мы создаем государство и хотим его сохранять и развивать, поэтому необходимо бережно относиться к тому, что нас окружает.
Партнер занятия: Федеральная налоговая служба.
Планируемые результаты Личностные:
- осознавать социальную роль гражданина при уплате налогов;
- проявлять познавательный интерес к материалу занятия и стремиться к расширению своих знаний в области налоговой грамотности;
- понимать ценность бережного отношения к государственной собственности.
Метапредметные:
- анализировать содержание различных информационных источников;
- принимать участие в творческой деятельности;
- формулировать своё мнение в процессе обсуждения представленной информации.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя разнообразную работу с информацией и иллюстрациями, выполнение интерактивного задания.
- презентация;
- методические материалы;
- комплект видеоматериалов;
- сценарий;
- комплект интерактивных материалов;
- комплект QR-кодов.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Занятие начинается с погружения в игровой сюжет. Выполнение заданий, связанных с анализом фотографий, и просмотр анимационного видео позволяют обучающимся принять мотив изучения темы занятия. Просмотр видеообращение руководителя Федеральной налоговой службы Егорова Даниила Вячеславовича.
Часть 2. Основная
Познавательная беседа и анализ предложенных изображений помогают обучающимся прийти к осознанию того, что налоги делают нашу жизнь комфортнее и безопаснее. В ходе активного обсуждения обучающиеся на примерах демонстрируют понимание зависимости между благополучием государства, каждого гражданина и уплатой налогов.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов занятия, выполнение интерактивного задания и формулирование вывода о том, что налоги помогают делать нашу жизнь лучше.
Слайд 1
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем обсуждать очень важную тему, которая касается каждого жителя нашей большой страны.
Слайд 2
Учитель: Назовите объекты, которые вы видите на картинках. Благодаря чему они могут появиться?
Примерные ответы детей: школа, больница, площадка, стадион. Эти объекты построили взрослые.
Учитель: Да, совершенно верно! Но, согласитесь, чтобы построить школу, больницу, стадион, площадки, нужны деньги. А где же их взять?
Сегодня мы с вами будем разбираться, откуда берутся деньги, которые так нужны для того, чтобы у нас с вами были школы, больницы, детские площадки, автобусы и многое-многое другое; все то, к чему мы привыкли и то, что делает нашу жизнь комфортнее.
Слайд 3
Помогать нам на занятии сегодня будут замечательные друзья: Альбина, которую ребята называют Алей и Денис. Его обычно зовут Дэном. Они очень любят узнавать что-то новое и интересное.
А теперь мы займемся одним из любимых дел Дэна — посмотрим мультфильм и ответим на вопрос: благодаря чему улучшилась жизнь зверей? Внимание на экран!
Демонстрация анимационного фильма «Про налоги и зверей».
Однажды заяц доскакал до конца леса и увидел, что за его пределами расположен город, где живут люди. Он заметил, что люди в городе живут по-другому, и поспешил домой, чтобы рассказать всем зверям об увиденном.
Заяц:
-У них дети в школу ходят, а те, кто заболел, могут обратиться в больницу. Бабушки и дедушки получают пенсии, а для детей строят детские площадки!
- Ну и что? — спросил осёл. Разве их жизнь лучше нашей?
- Конечно, лучше!” — хором воскликнули звери. Лиса:
- Мне чтобы в гости к Колобку попасть, нужно через весь лес пешком идти! А если были бы у нас хотя бы автобусы, я бы столько времени смогла сэкономить!
Заяц:
- Именно! Но для автобусов нужны дороги. Есть у нас кто-нибудь, кто умеет их строить?
Лиса:
- Никто не умеет! А всё потому, что негде в нашем лесу учиться! А вы посмотрите, сколько тут детей: и волчата, и бельчата! Им точно нужно в школу, их там учителя всему научат!
Заяц:
- А ещё нужно следить за порядком, чтобы в лесу не мусорили и не обижали тех, кто не может защититься!
Осёл:
- А у меня третий день болит копыто.
Лиса:
- А вот потому-то нам и нужны больницы и врачи!
Заяц:
- Так откуда все это взять? Как построить школы, дороги? Кто учителям и врачам платить будет?
Лиса:
- Нам всем нужно отдавать часть нашей еды тем, кто будет занят детьми, больными и будет следить за порядком, строить дороги и пускать автобусы и трамваи для нас.
Тут спустился с ели мудрый филин:
-Люди тоже отдают часть из того, что есть у них. Это называется налогами. Благодаря налогам власть создает для своих граждан школы и больницы, строит дороги и улучшает их жизнь!
Стали звери отдавать часть того, что есть у них. Начали и волчата, и бельчата в школу ходить. Старый крот и филин наконец-то получили пенсию. Появилась в лесу дорога, по которой пустили первый автобусный маршрут. И со временем всё в этом лесу наладилось.
Учитель (обобщая высказывания обучающихся): Жизнь зверей улучшилась, когда они решили часть того, что у них есть, отдавать на улучшение своей жизни, как и люди, то есть платить налоги.
Слайд 5
Учитель: Давайте подробнее познакомимся с этим понятием. Что такое налоги? Кто их платит и с какой целью? Послушаем спикера нашего занятия, работа которого напрямую связана с налогами. Его зовут Даниил Вячеславович Егоров. Он является руководителем Федеральной налоговой службы.
Демонстрация выступления федерального спикера.
Часть 2. Основная
Слайд 6
Учитель: Итак, Аля хорошо сформулировала, что же такое налоги. Налоги — это, конечно же, деньги, которые получает государство в свой кошелек, в государственный бюджет. Тех, кто платит налоги, называют налогоплательщиками. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.
Слайд 7
Учитель: Рассмотрите изображения, назовите тех, кто платит налоги.
Ответы обучающихся.
Слайд 8
Учитель: Все, кто трудится, получают зарплату или иной доход и платят с этого налоги. Получается, что каждый, кто платит налоги, помогает сделать так, чтобы жизнь вокруг нас улучшалась, становилась более безопасной и комфортной. Налогоплательщики уплатили налоги, и теперь государство имеет средства, чтобы улучшить жизнь своих граждан. Рассмотрите картинки. На что идут налоги?
Ответы обучающихся.
Слайд 9
Учитель: Государство использует налоги на обеспечение безопасности каждого из нас, развитие науки и спорта, образование и строительство, на медицину и заботу о пенсионерах, так как пенсия, которую они получают, не облагается налогом. Представим наш обычный школьный день и подумаем, как это связано с налогами. Рассмотрите рисунки.
Ответы обучающихся.
Учитель: Вас встречают учителя и другие работники школы, которые получают зарплату, вы пользуетесь учебниками и посещаете школьную библиотеку, занимаетесь в светлых и просторных классах. Все, кто трудится и получает доход, платят налоги.
Слайд 10
Учитель: Школа, в которой мы учимся, спортивные и игровые площадки во дворах, парки и дороги, пенсии, которые получают ваши дедушка и бабушка, и многое другое — все стало возможным благодаря налогам.
А теперь давайте подумаем, каким может быть ваш вклад в общественные блага, которые нас окружают и которые мы получаем благодаря налогам?
Ответы обучающихся.
Учитель: Мы не просто делаем нашу жизнь лучше, а мы, все граждане нашей страны, ответственны за ее развитие, участвуем в ее строительстве. И налоги — это наш вклад в общее дело. Еще очень важно бережно относиться к тому, что создано благодаря налогам.
Учитель: А теперь выполним интерактивное задание.
Выполнение интерактивного задания.
Содержание задания: обучающимся предлагается несколько тестовых заданий.
Учитель: Молодцы! Рассмотрите плакаты, которые нарисовали ваши сверстники. О чем они рассказывают? Объясните.
Ответы обучающихся.
Слайд 12
Учитель: Развитие нашего государства зависит от того, как мы платим налоги, так как они идут на улучшение нашей жизни. Аля нашла очень хорошее высказывание Императрицы Екатерины Великой, которое иллюстрирует важность налогов:
«Налоги для государства – что паруса для корабля». Действительно, корабль не может плыть, если в его паруса не дует ветер. Изменяя положение паруса, можно заставить корабль плыть в нужном направлении. Выходит, что благодаря налогам, мы можем влиять на развитие страны.
Слайд 13
Учитель: Наш сегодняшний разговор завершается, как бы вы закончили фразу: налоги важны, потому что…..
Ответы обучающихся.
Учитель:Действительно, налоги – это не просто «деньги», которые вычитаются из доходов человека. Благодаря налогоплательщикам — людям, которые платят налоги, к которым относятся и члены вашей семьи, государство улучшает качество нашей жизни: финансируется оборона страны, строятся и ремонтируются детские сады, школы, больницы, осуществляется помощь многодетным семьям, платятся пенсии и осуществляются многие крупные проекты.
Получается, что вы и ваша семья участвуете в развитии общества и государства. Можно с уверенностью сказать: налоги — это наше общее дело!
Слайд 14
Учитель: До скорых встреч!
После занятия пройдите опрос для учителя по QR-коду (QR-коды также расположены в папке с материалами к занятию).
ПОСТРАЗГОВОР
Организация конкурса рисунков на тему «Почему важно платить налоги».
Проведение познавательных бесед: «Для чего нужны деньги?», «Надо ли планировать расходы и доходы?», «Что такое бюджет?».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа над составлением мини-словаря по налоговой грамотности (налоги, налогоплательщики, расходы, доходы, бюджет и т.д.).
Математика: работа с графиками и диаграммами, решение практико- ориентированных задач по финансовой грамотности.
Окружающий мир: изучение тем «Семья», «Труд и отдых», «Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества».
Технология: ознакомление с современными информационными средствами.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Комплект плакатов «Налоги – это…»
- Секреты финансовой грамотности. 2 класс / Н.Г. Калашникова, Е.Н. Жаркова, Е.М. Белорукова. – М.: Просвещение, 2022.
- Попова Т. Зачем нужны налоги? – М.: Издательство «Настя и Никита»,
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Гордость за то, что родители и все граждане уплачивают налоги. Осознание единства государства и каждого его гражданина. Бережное отношение к тому, что нас окружает.